Ну что, вот мы и добрались до очередной популярной книги по инвестициям. Конкретно это издание 2010, но речь идёт в основном про времена 1977 по 1990 гг., когда Линч руководил инвестиционным фондом Fidelity Magellan Fund.
Из описания:
Книга … предназначена для индивидуальных инвесторов и широкого круга читателей.
• Как выбрать, во что инвестировать ваши деньги?
• Как интерпретировать финансовые показатели?
• Как простым способом оценить стоимость акций компании?
• Как выбрать правильный момент для покупки акций и когда лучше их продать?
Полезные идеи и мысли
-Паническая продажа всегда= дешёвая продажа.
-Неважно на сколько падает рынок. В конечном итоге побеждают именно лучшие компании, а средненькие терпят неудачу.
-Инвестирование в акции искусство, а не наука. Те кто всё переводит на жёсткий язык цифр оказывается в невыгодном положении. Иначе бы все кто брал в аренду компьютер делал бы состояния(речь про 1990-е)
Было очевидно, что профессорам школы бизнеса Уортона, которые верили в теорию случайного блуждания, было далеко по успешности до моих коллег из Fidelity.
-Когда на карту поставлено выживание, не каждый профессионал отважится купить никому не известную акцию. Если падает IBM – то все сетуют “что творится с IBM”. Если падает малокапитализированный ноунейм, то к ответу призывают менеджера.
-На практике часто каждая акция в фонде должна пройти кучу различных согласований и одобрений, что сильно мешает.
-Цитаты:
В наши дня неустойчивость фондов облигаций ничуть не меньше, чем неустойчивость фондов акций.
_______________________
Чтобы зарабатывать деньги на акциях не обязательно уметь предсказывать рынок. Иначе я не заработал бы ни цента
_______________________
Между процентными ставками и фондовым рынком действительно наблюдается заметная корреляция. Но кому удавалось предсказывать процентные ставки с регулярностью достойной внимания? Большинство предсказателей всё ещё работаю по найму, а это говорит само за себя.
________________________
Я заглянул в конституцию и там ничего нет про то что раз в 5-7 лет у нас должна быть рецессия.
По Линчу нужно выяснить с какими компаниями вы имеете дело:
- Растущими медленно, умеренно или быстро
- Выходящими из кризиса или нет
- Недооценена или переоценена (текущий P/E)
- Циклическими или нет
- Есть ли недооценённые активы
_______________________
-Полезны участия в годовых собраниях акционеров, желательно с неформальными встречами (тогда регулирование было мягче)
-При выходе из кризиса или трудностей, долг компании должен быть как можно меньше.
-Облигационные займы (а не банковские) — наилучший для акционера вид заимствований.
-Переоценённые активы на балансе особенно коварны при наличии большого долга.
-Акций, которые можно просто держать и не на что не обращать внимания не существует.
–Акция может долго стоять на одном месте (приводит пример 10-летнего боковика Merck 1972-81), даже если прибыть всё это время растёт (что было верно для Merck в размере 14% в год)
Выводы
Несмотря на то что Питер Линч является отличным оратором, комиком и стендапером, хоть он вовремя ушёл с олимпа как хорошие бойцы на пике формы, его успехи сильно преувеличены а объяснения будут далеко не всегда понятны даже бывалым. Связано это как минимум с:
1) Ряд структурных вещей существенно изменился, например влияние культов личностей, доли активных управляющих и процентных ставок.
2) Как мне кажется, я достаточно неплохо научился видеть преувеличения к звездёж различных категорий заинтересованных лиц. Так вот, недоговорок и преукрас в книге хватает. А злые языки утверждают, что 13 лет не такой уж и большой срок.
Отдельно выделяю следующее:
Не стесняйтесь выбирать и искать непопулярные акции, те что под носом. Продукция какого магазина недавно сильно превзошла ваши ожидания? Торгуются ли их акции на бирже?
P.S. Несмотря на то что фонд Magellan был один из самых успешных по доходности, многие вкладчики кто пытался «улучшить» его результаты, покупая и продавая паи, получили очень посредственные результаты.
Кстати, недавно форбс писал про одно из недавних исследований Fidelity, где специалисты провели анализ самых успешных клиентских счетов: (искали секрет успеха)
Самые успешные клиенты «были либо мертвы, либо неактивны». И хотя подтверждения подлинности этой истории найти никому не удалось, рациональное зерно в ней все же есть. Мертвые и неактивные инвесторы, очевидно, не проявляют ни жадности, ни страха — тех двух эмоций, которые на протяжении сотен лет делают людей беднее.
Личное мнение. Почитать всё равно стоит, как минимум чтобы окунуться в события и воспоминания давно минувших дней.
Добавить комментарий