Несложная, систематизирует представления в общем о системах. Для общего развития полезно, но можно и обойтись.

Краткий конспект:

  • Обучение – это не только лекции, мы учимся тому что делаем: получаем обратную связь, меняемся, и действуем снова по направлению к цели. Нужно всегда в своих действиях держать в голове цель.
  • Полезно искать повторения и изменения в динамике.
  • Есть модели систем из двух усиливающихся механизмов – например наркотическая.
  • Обычно же системное мышление нелинейно – есть 2 контура: положительной обратной связи (самоусиливающийся, удаляет в одном направлении) и стабилизирующий, возвращающий в стабильное состояние аттрактора.
  • Чем сложнее и больше система, тем больше у неё стабилизирующих механизмов. В системах есть фактор времени и рекурсия (оценка распространяется и на саму оценку)
  • Систему можно изменить если применить рычаг к самому слабому звену. (общая эффективность определяется самым слабым звеном)
  • Улучшать систему нужно улучшая параллельно каждое звено.
  • В идеале надо мыслить системно, без штор своего мнения. Потому что своё видение самоусиливается, подбирая факты, и формируется ограничивающая картина мира.
  • Свойства системы появляются не из работы отдельных элементов, а только из работы всех элементов вместе
  • Прогнозы бывают самосбывающимися (Банк лопнет->вкладчики побежали ->банк лопнул) и самоНЕсбывающимися (задел чьё-то самолюбие, он принял к сведению, и избежал этой ошибки)
  • Мир нелогичен и хаотичен – и только логика не может всё объяснить.